09 марта 2022 года в Шумерлинском политехническом техникуме Минобразования Чувашии в учебных группах прошли часы общения на тему: Фейки и вбросы. Как не остаться одураченным? Часы общения были направлены на формирование у студентов понимания необходимости анализа потребляемой информации, показать им механизмы верификации информации, осмысление природы фейков, вбросов, провокаций и прочее. Фейки, вбросы и провокации стали «бичом» современного мира. С ними сталкивается каждый из нас, поэтому нам необходимо научиться их распознавать. Любая нестандартная информация вызывает яркую эмоцию (удивление, страх, радость, ужас и прочее). Человек этим хочет делиться. Как правило, в повышенном эмоциональном состоянии он теряет способность к критическому мышлению и оказывается дальнейшим распространителем ложной и непроверенной информации. Сегодня все страны мира проводят информационные кампании, которые преследуют определенные цели, в том числе и формирование общественного мнения. Студенты в ходе беседы отметили, что в современном мире можно выделить три глобальных источника информации: телевидение, радио, печатные и электронные издания. Важно, что современный человек должен уметь ориентироваться в потоке информации и не тонуть в фейках и провокациях. В ходе часов общения студенты обменялись информацией, какими СМИ они пользуются, каковы причины их обращения к данным источникам. Какую информацию получают из социальных сетей? Практически все студенты пользуются информацией из социальных сетей, редко кто смотрит информационные и новостные передачи по телевизору. В современных условиях социальные сети играют особую роль и в распространении новостей. Социальные сети, возникшие в 2000-2001 гг., представляют собой, платформу, где любой пользователь может реализовать свою потребность в социальном взаимодействии. Свобода и определенная бесконтрольность контента социальных сетей очень быстро завоевывала себе поклонников, прежде всего, среди молодежи, которая стремится к неформальности, оригинальности и прочим проявлениям индивидуальных предпочтений. Причем легкая доступность к публичной социальной активности стала превращаться в определенный «компенсатор» для тех, кто испытывает недостаток в общении, а информацию из социальных сетей многие предпочитают официальным источникам. В этой огромной сети есть лица, чьи действия носят деструктивный характер — мошенники, «тролли», разжигатели ненависти, межнациональной и религиозной розни, вербовщики в экстремистские организации, распространители порнографии и пр. Сегодня это стало возможным, т.к. при регистрации в социальных сетях особо не требуются персональные данные, можно выдать себя за кого угодно, разместить практически что угодно, в том числе любые фотографии. Главная «ловушка» соцсетей состоит в том, что вы не знаете, с кем вы общаетесь (если это, конечно, не кто-то из круга ваших знакомых). Неизвестные вам пользователи могут распространять фейки, сеять ужас, панику. Такую информацию могут распространять нарочно, чтобы вы находились в постоянном стрессе, или для вашего обмана. Студенты в ходе общения размышляли над причинами создания фейков и вбросов и выделили несколько основных причин: борьба за власть и внимание аудитории; желание продать, нажиться, обмануть; разжигание эмоций людей, ощущение себя «властелином человеческих чувств». Студенты пришли к выводу, что на современном этапе каждому человеку необходимо понимать, что, к сожалению, не весь контент соцсетей представляет собой достоверные, проверенные факты. Поэтому важно иметь инструменты для определения подлинности новости, чтобы не стать заложником противоречивой, а часто и лживой информации. Подробно рассмотрели этапы создания фейков, вбросов, информационных провокаций: Зарождение фейка; Распространение фейка; Трансформация фейка; Максимальное тиражирование фейка. Главный принцип генерирования фальшивых новостей — максимально негативная или абсурдная информация, которая регулярно тиражируется в онлайн-пространстве. Поэтому её читают, ей верят, охотно репостят на своих страницах в соцсетях, делятся с родными.
Изучили алгоритм распознавания фейковых новостей.
- Проверьте факты и подлинность изображений. Достоверные новости, как правило, включают множество проверяемых фактических данных, цитаты экспертов и прочее. Если все это отсутствует, задайтесь вопросом «почему». Материалы с ложной информацией часто содержат неверные ссылки, даты или измененные сроки, поэтому рекомендуется проверять эти данные. Изображения в социальных сетях могут быть отредактированы или изменены. Возможные признаки редактирования изображений включают деформацию (прямые линии на заднем фоне выглядят изогнутыми), странные тени, неровные края, нереально идеальный оттенок кожи. Кроме того, изображение может быть реальным, но использоваться в рамках вводящего в заблуждение контекста.
- Проверьте источник и автора. Проверьте адрес страницы, на которой размещена новость. Если в адресе содержатся орфографические ошибки или используются редкие доменные расширения, значит источник ненадежный. Обратите внимание на автора новости и/или мнения. Какая у него репутация, является ли он признанным экспертом в данной области?
- Оцените комментарии, сохраняя критическое мышление. Даже реальная статья или видео может не иметь комментариев. Часто ссылки и комментарии к статье могут автоматически создаваться ботами или пользователями, нанятыми для размещения вводящей в заблуждение информации. Признаком этого является однотипность комментариев, их однобокость. Многие ложные новости составлены с целью провокации сильных эмоций или стремительных реакций. Сохраняйте критический настрой, чаще задавайте себе вопрос: для чего написана данная статья? Продвигает ли она чьи-то интересы, взгляды или идеи?
- Проверьте другие источники. Сообщают ли о данном факте иные источники? Используется ли в статье цитирование с ссылками на авторитетные источники информации? Цитируются ли в статье достоверные источники?
Смотрите на заголовки и сообщения, которые вызывают сильные эмоции – их особенно надо перепроверять. Для надежности всегда используйте надежные новостные сайты или информацию государственных информационных агентств и СМИ. Перепроверяйте заявления официальных лиц. Часы общения завершились практической частью, изучив алгоритм «Как распознать фейковые новости?», с помощью предложенных алгоритмов студенты проанализировали приведенные «новости».