01 марта 2022 году в Шумерлинском политехническом техникуме Минобразования Чувашии в учебных группах первого и второго курсов проведены уроки истории «Моя страна». Уроки истории направлены на формирование адекватной позиции по вопросу проведения Вооруженными силами России специальной миротворческой операции по защите Донецкой и Луганской народных Республик.
Чтобы найти ответы на вопросы о специальной операции, проводимой нашими вооруженными силами, студенты совместно с преподавателями общественных дисциплин обратились к истории, историческим фактам и документам.
Размышляли над событиями из истории, литературы, связывающие Украину и Россию. Вспомнили страницы нашей общей истории: крещение Руси (988 г.), деятельность Александра Невского, Переяславская Рада (1654 гг.), Штурм Очакова (6 декабря 1788 г.), Украина в составе СССР (1922-1991 гг.), Беловежское соглашение (1991 г.), Минские соглашения (2014-2015 гг.), Признание ДНР и ЛНР (2022 г.).
Прослушав часть выступления Президента Российской Федерации размышляли над вопросами:
— Какие аргументы глава нашего государства приводит в доказательство того, что на Украине в последние 30 лет наблюдается эскалация внутригражданского противостояния и возникают предпосылки к гражданской войне?
— Как Россия поддерживала Украину после распада СССР?
— Почему жители полуострова Крым в 2014 году присоединились к России?
— Какие из приведенных аргументов тронули вас больше всего? Как вы понимаете слова «антироссийский путь» Украины? В чем он может заключаться?
На уроке обсудили «антироссийский путь» Украины, также необходимость в свете происходящих событий уметь отличить ложную (фейковую) информацию от достоверной.
Изучили алгоритм «Как распознать фейковые новости?». Для этого необходимо:
— Проверить источник. Проверить адрес страницы, на которой размещена новость. Если в адресе содержатся орфографические ошибки или используются редкие доменные расширения, значит источник ненадежный.
— Оценить автора. Обратить внимание на автора новости и/или мнения. Какая у него репутация, является ли он признанным экспертом в данной области?
— Проверить другие источники. Сообщают ли о данном факте иные источники? Используется ли в статье цитирование с ссылками на авторитетные источники информации? Цитируются ли в статье достоверные источники?
— Сохранить критическое мышление. Многие ложные новости составлены с целью провокации сильных эмоций или стремительных реакций.
Сохранить критический настрой, чаще задавать себе вопрос: для чего написана данная статья? Продвигает ли она чьи-то интересы, взгляды или идеи?
— Проверить факты. Достоверные новости, как правило, включают множество проверяемых фактических данных, цитаты экспертов и прочее. Если все это отсутствует, задайтесь вопросом – почему. Материалы с ложной информацией часто содержат неверные ссылки, даты или измененные сроки, поэтому рекомендуется проверять эти данные.
Студентам в ходе уроков были даны следующие рекомендации, прежде чем сделать выводы:
— Оцените комментарии. Даже реальная статья или видео может не иметь комментариев. Часто ссылки и комментарии к статье могут автоматически создаваться ботами или пользователями, нанятыми для размещения вводящей в заблуждение информации. Признаком этого является однотипность комментариев, их однобокость.
— Оцените собственные убеждения. У всех нас есть убеждения. Способны ли они повлиять на нашу реакцию на статью? Социальные сети могут создавать эхо-камеры, предлагая статьи, соответствующие вашим поисковым запросам, интересам и мнениям. Чем больше информации из разных источников, освещающих события с разных точек зрения, вы получаете, тем больше вероятность того, что вам удастся сделать правильные выводы.
— Проверьте подлинность изображений. Изображения в социальных сетях могут быть отредактированы или изменены. Возможные признаки редактирования изображений включают деформацию (прямые линии на заднем фоне выглядят изогнутыми), странные тени, неровные края, нереально идеальный оттенок кожи. Кроме того, изображение может быть реальным, но использоваться в рамках вводящего в заблуждение контекста.
— Используйте надежные новостные сайты или информацию государственных информационных агентств и СМИ.
— Проверьте информацию о происходящих событиях на следующих сайтах:
Президент РФ http://www.kremlin.ru/
Правительство РФ http://government.ru/
Официальный сайт Министерства обороны https://mil.ru/
Сайты федеральных телеканалов.
Сайты информационных агентств https://tass.ru/, https://ria.ru/
Сайты государственных СМИ https://www.vedomosti.ru/, https://rg.ru/
Студентам также предложено изучить текст обращения Президента Российской Федерации 21 февраля 2022 года. Ресурс: http://kremlin.ru/events/president/news/67828 и ответить на следующие вопросы:
— Что в нем сказано о НАТО?
— Какие субъекты Российской Федерации граничат с Украиной? Где находятся ДНР и ЛНР?
(Возможный ресурс: https://tass.ru/infographics/9395, Доп. ресурс: https://iz.ru/694762/2018-01-12/rasshirenie-bloka-nato(видео)
— Западные страны обещали СССР не расширять НАТО на восток. Посмотрите на карту расширения НАТО за последние 30 лет. Сдержано ли обещание?
Студенты также изучили отрывки из Хартии европейской безопасности ОБСЕ и размышляли над вопросами: Что значит равная и неделимая безопасность? Что значит «не укрепление безопасности за счет других стран»?
Ознакомившись с текстом Минских соглашений (Ресурс: http://kremlin.ru/supplement/4804) искали ответы на следующие вопросы: Какие обязательства взяла на себя Украина? Выполнялись ли эти обязательства?
Размышляли над вопросами: Почему Президент принял такое решение? Было ли это решение его личным? С кем он посоветовался?