История

История начинается с 1931 года.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики №126 от 12.04.2012г.   автономное учреждение Чувашской Республики начального профессионального образования «Профессиональное училище №6 г.Шумерля» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики переименовано  в автономное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Шумерлинский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2014  № 352  переименовано  в государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

Материалы из исследовательской работы «Моё училище: вчера, сегодня, завтра…» (выполнена выпускницей ОУ под руководством коллектива педагогов)

1.Хроника событий: листая страницы истории…

 

«Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои

И память через годы пролетая,

Нам восстановит памятные дни!»

Профессиональное училище № 6 имеет очень типичную и в то же время уникальную историю. За годы существования училище подготовило 10 тысяч рабочих по разным специальностям, многие из них стали знаменитыми людьми и гордостью училища, города, района, республики. История училища тесным образом связана с историей профтехобразования страны и с историей базовых предприятий города и республики. История начинается с 1931 года.

В 1922 году Советом Народных Комиссаров был принят особый декрет о повсеместной организации на предприятиях народного хозяйства школ фабрично-заводского ученичества. В документах архивного фонда Горьковского крайисполкома, в титульном списке строительства школ ФЗУ по объединениям ВСНХ СССР на 1931г. по Нижегородскому краю значится школа ФЗУ треста «Дубитель Союз кожи в Шумерле Чувашской области.  Имеется запись: начало строительства -1931 год, число учебных мест- 200.Дата окончания строительства указана –ІV квартал 1931 года. «Прием будет производиться в феврале 1932 года» (Приложение 1.1.).

1 января 1931 года на станции Шумерля Казанской железной дороги появилась школа фабрично-заводского обучения № 1 Управления Трудовых Резервов по ЧАССР на улице Вокзальная, д.1 при тресте «Дубитель» (ныне комбинат автофургонов). К сожалению, в архиве училища не сохранилось документов за период 1931-1939 годов, поэтому не представляется возможным более подробно изучить деятельность ОУ с момента образования до 1939 года.

2 октября 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О государственных трудовых резервах», которым предусматривалась ежегодная подготовка для нужд развивающихся промышленности и транспорта от 800 тысяч до 1 млн. рабочих.

Книга приказов училища за 1940-1945 года начинается с приказа о начале трудовой деятельности директора школы ФЗО № 1 Афанасьева Пантелеймона Кирилловича и формировании коллектива школы (Приложение 1.2.).

В 1940 году училище было передано Трудовым резервам и переименовано в школу ФЗО № 1 (школа фабрично-заводского обучения). На базе школы ФЗО готовили плотников, электромонтёров, станочников, слесарей по ремонту оборудования, слесарей-токарей, медников-дюральщиков.

В начале Великой Отечественной войны согласно указаний Правительства СССР и приказа директора  школы ФЗО № 1 от 25.06.1941 г. в связи с военной обстановкой все работники школы были отозваны из отпусков и приступили к работе. В августе 1941 года училищу было передано ещё одно здание под учебный корпус.

На протяжении всех военных лет шла мобилизация работников  школы в РККА.(Рабочее-Крестьянская Красная Армия)

В августе 1944 года школа ФЗО № 1 была переименована в Шумерлинское Специальное Ремесленное училище. Согласно приказа начальника Управления Трудовых Резервов ЧАССР от 01.09.1944 г. и приказа по личному составу РУ УТР( Ремесленное училище Управления Трудовых Резервов) ЧАССР от 02.09.1944 г. обязанности директора были возложены на Васина В.

Изучая архивные материалы, трудно переоценить вклад училища в годы Великой Отечественной войны. Война изменила содержание учебной работы. Коллектив   училища выполнял задания правительства о подготовке смены ушедшим на фронт. Педагогическому коллективу училища нелегко было работать: приходилось не только давать знания и специальность обучающимся, но и заменять отца и мать этим детям. Начиная с ноября 1941 года и до конца войны, училище получает специальный заказ для нужд фронта. Все группы, работающие в учебных мастерских, были мобилизованы на его выполнение. Коллектив и обучающиеся систематически выполняли и перевыполняли месячные планы по заказам для фронта. В военные годы в школе ФЗО готовили специалистов для производства самолетов ЯК-6: лудильщиков, жестянщиков, дюральщиков, медильщиков, а в 1943 году — столяров-краснодеревщиков.

Несмотря на все трудности военной жизни, в училище продолжали работать различные кружки, учащиеся выступали с концертами.

На долю выпускников военных лет выпало тяжелое испытание. Они прошли, героический путь Великой Отечественной войны, и многие из них за боевые заслуги были награждены Орденами и Медалями: Бакулин Иван Васильевич, Халапсин Александр Борисович, Батюков Иван Тимофеевич, Яндуткин Петр Васильевич, Захаров Павел Иванович, Монахов Александр Иванович, Мартынкин Ювеналий Михайлович, Кирель Геннадий Васильевич, Князев Пимен Дмитриевич и многие другие.

В послевоенное пятилетие 1950 г. руководителями Ремесленного училища были       Лапин (1945-1946), Захаров П.И. (1946-1947), Рябов Е.Ф. (1947-1950). На их долю выпало восстановление работы училища в условиях послевоенного восстановления народного хозяйства в рамках четвёртой пятилетки ( Приложение 1.3 и 1.4). Учащиеся направлялись на работу на завод № 471 и в трест «Чувашстрой». С 1946 года токарей и электромонтёров училище не готовило. Работникам, прибывшим на работу после 9 часов, ставился прогул. При училище имелось подсобное хозяйство. Вновь прибывшие ученики направлялись в лес для дровозаготовок на 10 дней (например, Приказ по ШРУ № 144 от 07.08.1947 г.).

В 1950 году Приказом Начальника Татарского Республиканского Управления Трудовых резервов Шумерлинское специальное ремесленное училище № 1 передано в Татарское Управление Министерства трудовых резервов с присвоением ему специального ремесленного училища № 6 (Приложение 1.5.).

За период с 1950 по 1990 годы для предприятий города училищем было подготовлено несколько тысяч высококвалифицированных рабочих. Большинство его выпускников стали новаторами производства, рационализаторами и ударниками труда.

Они  направлялись на работу уже не только на предприятия республики, но и за её пределы (Альметьевск – ТАССР, Куйбышев, Находка). Все эти данные позволяют сделать вывод о всесоюзном значении училища.

Многие педагоги училища сами обучались заочно в университетах, институтах, техникумах на различных факультетах (Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина; Горьковский Всесоюзный заочный политехнический институт; Ленинградский Всесоюзный заочный лесотехнический институт; Чувашский государственный педагогический институт И.Я.Яковлева; Мариинско-Посадский Лесотехникум; Казанский Индустриально-педагогический техникум; Московский Всесоюзный заочный строительный техникум).

Кроме того, в училище проходили педагогическую практику дипломанты Казанского индустриального техникума (1954-1955), что способствовало формированию квалифицированного педагогического коллектива.( Приказ №-52 от 6.08.55)

1954 г. СРУ № 6 имело мастерские при заводе п/я (почтовый ящик)  № 320 Главмебельпрома (комбинат).

В 1955 г. (Приказ по училищу № 10-кот 29.08.1955) прибыли на обучение воспитанники детдомов ЧАССР и Мордовской АССР на 2 года обучения, а выпускники направлялись на работу уже не только на предприятия республики, но и за её пределы (Альметьевск – ТАССР, Куйбышев, Находка). Все эти данные позволяют сделать вывод о всесоюзном значении училища.

На основании приказа начальника Главного Управления трудовых резервов при Совете Министров СССР от 06.03.57 г. № 83, приказа начальника Татарского республиканского управления трудовых резервов от 20.03.57 г. № 39 специальное ремесленное училище № 6 было преобразовано в специальное профессиональное техническое училище № 6. На обучение принимались дети 14-15 лет, в том числе из детских домов, с образованием 5-6 классов средней школы (Приказ по училищу № 1 от 10.08.1957).

В 60-е годы заметно улучшилась учебно-материальная база, вырос контингент учащихся, имеющих хорошую образовательную подготовку, что обеспечивало возможность освоения более сложных профессиональных знаний и умений. В те далёкие годы навсегда связали свою судьбу с училищем преподаватели и мастера производственного обучения:  Свищёв Александр Никифорович, Захаров Павел Иванович,  Халапсин Александр Борисович, Варакин Пётр Семёнович, Грядинский В.В.и многие другие.

В октябре 1962 г. специальное профессиональное техническое училище № 6 было преобразовано в городское профессионально-техническое училище (Приказ № 101 29.10.1962), выпускники которого направлялись в братские республики для оказания технической помощи, в частности, в 1966 г. на 2 года мастер п/о направлен в Монгольскую народную республику.( Васильев В.В. Приказ № 56 от 31. 08.1966).

С 1970 года училище готовить специалистов для разных отраслей народного хозяйства. Выпускники разъезжались и работали во многих городах Советского Союза. Изучая документы краеведческого музея г. Шумерля было установлено, что трудовые заслуги выпускников училища были отмечены Государственными наградами: станочница Меньшова Надежда Тимофеевна, станочник Пояндайкин Евгений Алексеевич — награждены Орденом Ленина, Канчеров  Василий Андреевич, Леванов Василий  Михайлович — начальники автотранспортного цеха (работники Шумерлинского комбината автофургонов), ныне ОАО КАФ» и многие другие, которые теперь живут в разных уголках нашей страна — Орденом Трудового Красного Знамени, Леванов Василий Михайлович — Орденом Знак Почета.

Шли годы, менялось название нашего учебного заведения: ГПТУ № 6 (1962-1976), СГПТУ № 6 (1976-1984), СПТУ № 6 (1984-1989), ПТУ № 6 (1989-1993), ПУ № 6 (1993-1999), но суть оставалась прежней: в стенах училища готовились рабочие, в основном, для работы в сфере материального производства. Их подготовкой занимались мастера производственного обучения и преподаватели: Никитин Петр Никитич, Маркелов Семен Порфирьевич, Халапсин Александр Борисович (выпускник училища), Андреев Михаил Андреевич, Бадин Петр Матвеевич, Строгов Константин Иванович, Николаев Юрий Максимович (проработал более тридцати лет), Кирель Геннадий Васильевич, Ермишина Александра Павловна (проработала более сорока лет), Сивелин Иван Андреевич (проработал более двадцати лет) и многие другие.

За все годы существования наше училище возглавляли энтузиасты профессионалы своего дела, умелые руководители. Первым директором был Захаров Пётр Андреевич (годы его проявления в архивах не сохранились). Далее наше училище возглавляли: В.Васин (1940-1945), Лапин (1945-1946), Рябов Е.Ф. (1947-1950), Макшанцев Борис Григорьевич (1950-1959), Мартынкин Ювеналий Михайлович (1960-1963), Салахутдинов Гафар Атаулович (1963-1976), Кузьмичев Анатолий Степанович (1976-1977), Батраков А.К. и Сидякин Юрий Васильевич (1977), Гаврис Тамара Михайловна (1978-1980), Сидоров Виктор Николаевич (1980-1983), Шелковников Михаил Данилович (1983-1989), Белов Илья Денисович (1989-2005).   С 2005 по 30 декабря 2006 года обязанности директора исполняла Ларина Татьяна Александровна.

30 декабря 2006 года согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.05.2006 г. № 132 «О реорганизации учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики» РГОУ НПО «ПУ № 6» Минобразования Чувашии реорганизовано в форме присоединения к нему РГОУ НПО «ПУ № 10» Минобразования Чувашии, история которого началась с 1948 года (Приложение 1.6.).

Директором реорганизованного учебного заведения стал Соломин Евгений Алексеевич, руководивший «Профессиональным училищем № 10 г. Шумерля» с 1981 года.

2. Фотографии как источник сведений о жизни училища с момента его создания до наших дней

Хранитель былого, наследник секретов,

В нём молодость вечна, а старость мудра.

Здесь каждое фото душою согрето,

Окно для потомков, учитель добра.

В данном разделе речь пойдет о фотографиях, сохранившихся в краеведческом уголке ОУ «Память»: они тоже рассказывают о  жизни нашего образовательного учреждения. Альбомы, толстые, в потертом кожаном  переплете. Все их  страницы давно заполнены выцветшими пожелтевшими фотокарточками. Еще больше лежат неприклееные — россыпью между страницами. В них вся  жизнь училища с момента его создания и до наших дней. Фотографии эти хранят память  и воссоздают в голове мельчайшие детали из прошлой, такой далекой жизни. Смотрю на старые снимки и пытаюсь  представить чувства и мысли людей тех далеких дней. Как учились  в то время мои ровесники? Чем они жили? Как овладевали своей профессией? И где они сейчас? Какие были преподаватели? (Приложение 2.1)

Начало. Листая альбом, я нашла газету «Вперед» от 22 января 2005 года. Я обратила внимание на статью «Так мы начинали» П.Дубровина, бывшего редактора Шумерлинской районной газеты «Социалистический труд». Из его статьи я узнала, что ПУ№6 раньше называлась  школой ФЗУ завода «Большевик»,  именно здесь  в 1935 году в 2-ух кабинетах размещалась  создаваемая П.Дубровиным Шумерлинская типография. Также я обнаружила ксерокопию архивной справки Горьковского крайисполкома и  приказа начальника Татарского Республиканского Управления Трудовых резервов, данные  которых я поместила  в 1 главе. Альбомы с  фотографиями  сделаны в разное время: с 1934 года  до наших дней. На   фотографиях  с 1934 года видно изображение корпуса училища, ныне там располагается филиал Чебоксарского машиностроительного техникума: ул. Францева, дом №1 .

Сюжеты фотографий 50- 60 – х годов далеки от художественной выразительности. На многих фотографиях изображается коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения в моменты  повседневного труда и минуты отдыха. Есть фотографии (Приложение 2.3),  запечатлевшие педагогов и обучающихся  во время работы. Например, содержание фотографий 1963 года «Все на коммунистический субботник»  дает следующие факты. На коммунистический субботник вышли всем коллективом. Группы под руководством Ефимова Ю.Г. и воспитателя Зубрилина А.С. соревнуются на звание группы резерва бригады коммунистического труда. Труд на фотографиях в основном ручной. И обучающиеся,  и педагоги  с помощью лопат и метелок убирают мусор с территории училища.

Орудия производства.  На фотографиях видна деятельность преподавателей и обучающихся во время уроков производственного обучения.. Из поколения в поколение передавая древнейшие секреты токарного дела, училище  готовилов мастеров высокого класса.

Столяр- мебельщик учится своему ремеслу, выстругивая что-то на  деревянной оконной раме, в руках обучающегося — стамеска. «Учили собирать табуретки и без гвоздей, проверяя на прочность, чтобы не качалась». (Из воспоминаний Ермишиной А.П., воспитатель группы столяров)

Электромонтажник пользуется отверткой, обучаясь управлять асинхронным двигателем нереверсивными пускателями с проводкой в металлорукавах.

Швеи- пошивщицы готовят спецпортфель из кожи для Горьковского военного автозавода. Работают швеи на  швейных машинах, готовит этому ремеслу девушек преподаватель Милина Нина Михайловна (Приложение 2.2) (ныне её дочь, Милина Наталья Юрьевна, работает преподавателем в нашем училище).

Рабочие будни. На уроках теоретического обучения учащиеся сидят за партами, внимательно слушают объяснение преподавателя. Зам директора по учебно-воспитательной работе, участник Великой Отечественной войны, Кирель Г.В. ведет урок истории. Лицо преподавателя серьезное, он требователен к знаниям его учеников. Седые волосы говорят о трудностях военного и послевоенного времени, глаза светлые подчеркивают  доброту этого человека.

В училище уроки НВП (начальная военная подготовка)  вел старший лейтенант запаса Поляков Н.Ф.(сейчас находится на заслуженном отдыхе, продолжает трудиться в городском Доме творчества учащейся молодёжи). Уже на уроках начальной военной подготовки в обучающихся крепло патриотическое чувство к Родине. Формировалось чувство дисциплинированности, мужество и отвага, что подтверждают лозунги того времени: «Сегодня отличник НВП – завтра отличник СА» (Советской Армии).  Сохранилось фото отличников  — Шипчиковой Нади, Филимонова, Кочетковой Лиды. Для ребят, призывающихся в ряды Советской армии, устраивались проводы в армию. Так сохранилась фотография с изображением проводов Шерне Сергея. На сцене организована трибуна, за которой выступает с напутственным словом  мастер п/о Ефимов Ю.Г.

Праздники (Приложение 2.4).  Особо притягивают внимание фотоснимки с изображением первомайской демонстрации. Впереди колонны идет знаменосец со знаменем училища в руках. Эту почетную миссию доверяли самым дисциплинированным и добросовестным учащимся. Затем шли учащиеся со знаменами союзных республик и с флагами бригад коммунистического труда. За знаменосцами торжественно шел оркестр. За ним уверенным маршем —  колонны учащихся: все в единой темно — синей  форме (учащиеся тогда обеспечивались бесплатным обмундированием на лето и зиму).

Глядя на эти фотографии, как будто погружаешься в атмосферу праздника, весны, обновления и радости. Все как один. У всех веселые и счастливые лица.

Воспитанию гордости  к  выбранной профессии уделялось особое внимание. Об этом свидетельствуют пожелтевшие уже  фотоснимки  вечеров  встреч, проводимых в училище, с передовиками производства ШКАФ (Шумерлинский комбинат автофургонов). Обучающиеся с трепетом относились к подобным встречам, тщательно к ним готовились. Со сцен и  трибун передовики производства выступали с напутственным словом. Среди  них Герой Социалистического труда Иванова Н.И., кавалер ордена Ленина Меньшова Н., бригадир передовой бригады Афтин (к сожалению, не удалось уточнить его инициалы).  На груди ветеранов медали и  ордена. В гостях у обучающихся секретарь комитета ВЛКСМ  ШКАФ Маркелов Михаил.

Часто именно ветераны становились строгими жюри конкурсов профессионального мастерства. Вот на одной фотографии прием отпиливания показывает председатель жюри, ветеран труда производства ШКАФ Чкалов. Устраивались и вечера «Посвящение в рабочие». Выпускнику училища вручают диплом о профессии Герой Социалистического труда Иванова Н.И. и кавалер ордена Ленина Меньшова Н. Директор СГПТУ №6 Сидоров В.Н. (ныне директор санаторной школы-интерната г. Шумерля) вручает дипломы молодым рабочим. Мероприятие завершается концертом.

Досуг (Приложение 2.5).  В свободное от учебы время обучающиеся с большим удовольствием занимались в спортивных, творческих, литературных и художественных кружкахРуководителями этих кружков были энтузиасты своего дела, именно с их помощью в училище проводились осенние праздники, новогодние бал-маскарады, концерты, состязания и др.. В училище действовал хор мальчиков – руководитель Гущин С.М; эстрадный оркестр училища под руководством Филина Н.; эстрадная группа девочек под руководством Сазонова К.В,; действовала танцевальная группа,  художником-  постановщиком являлся Яргункин Е.Ф. Многие обучающиеся увлекались исполнением классических произведений;  администрация предусмотрела и это: приобрели для  них фортепиано;  обучающийся  играет произведение Чайковского; литературным кружком руководил Гусев М.А.  Многие годы в училище действовал духовой оркестр. Ребята увлекались и спортом. В училище учащиеся занимались классической борьбой (руководитель КалиничевЕ.Н); лыжным спортом увлекались учащиеся Деревенский Николай, Калганов Сергей.

Возраст учащихся на фотографиях различный, насколько это возможно определить, от16 до 25. Лица учащихся серьезные и сосредоточенные. Поэтому они мне кажутся  взрослее,  чем они есть на самом деле.

Листая альбом с фотографиями, я обратила внимание на групповую фотографию и узнала Ермишину Александру Павловну (Приложение2.6), которая была в училище в числе приглашённых в День Пожилых людей. Мне захотелось с ней встретиться и взять у неё интервью. Из её рассказов я многое узнала об условиях жизни и режиме обучающихся в общежитии. По воспоминаниям Ермишиной А.П. в общежитии, располагавшемся в двухэтажном доме, по ул. Ленина 28,  действовал радиоузел. Силами обучающихся был создан  редакционный отдел «Радиогазеты». Практически вся жизнь училища оповещалась через радио.  Он имел огромное воспитательное значение для учащихся. «Подъем, зарядка, завтрак, культурно-массовые мероприятия.  Со временем не считались… Рабочий день для преподавателей начинался с 8 утра, для мастеров производственного обучения с 7часов 30 минут. Продолжался он до самого вечера. Иногда бывало так, готовясь к какому-либо мероприятию, объединенные одной целью подготовить костюм, плакат, потренироваться, оставались до позднего вечера и преподаватели и учащиеся. И в  выходной иногда на несколько часов приходили в училище, где дошить, где дорисовать. Иногда инициатива приходила от учеников…Макеты, наглядные материалы, декорации для концертов все выполнялось вручную обучающимися.  Питание было бесплатное, в основном трехразовое».

 

3. «Книга рекордов училища».

 

«Книга рекордов училища» — сведения, содержащиеся в данном разделе – это результат кропотливого изучения поимённых книг о составе обучающихся: год зачисления и количество обучающихся, пол, специальность, полученный разряд, распределение и трудоустройство. В архиве училища сохранились поимённые книги, начиная с 1944года, и с тех пор, за последние 67 лет, 11069 человек окончили училище (Приложение 3.1, график № 1 и 2).

Годы Количество обучающихся
1944-1953 1363
1954-1963 1001
1964-1973 1712
1974-1983 1845
1984-1993 1744
1994-2003 2145
2004-2010 1259

 

С 60-х годов количество поступающих в училище начинает  увеличиваться. Это связано с развитием экономики нашей страны. За последнее десятилетие (с 1994г. по 2003г.) количество обучающихся за всю историю училища достигло наибольшего показателя- 2145 человек, что подтверждает востребованность специалистов с рабочими профессиями на рынке труда в современном обществе.

Изменялся половой состав учеников (Приложение 3.2 и 3.3). В 1944-1945гг. около 16% от общего количества поступающих составляли девушки, они получали профессии столяра, слесаря. Это объясняется тем, что в военные годы многие молодые парни погибли на фронте (27 млн. человек потерял СССР в военные годы), и мужские профессии приходилось осваивать девушкам и восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Именно благодаря их труду  народное хозяйство было восстановлено за 4 года и 3 месяца.

Начиная с 40-х и до середины 60-годов училище готовило рабочих для таких отраслей, как мебельное производство, машиностроение, строительство (столяр; слесарь, электромонтажник; штукатур-маляр; слесарь механосборочных работ; электромонтер). Учились и получали начальное профессиональное образование юноши. В поимённой книге есть сведения, куда направлялись наши выпускники после окончания училища. Оказывается, наше училище квалифицированными рабочими обеспечивало не только предприятия Чувашской Республики. Выпускники направлялись по распределению в Татарскую АССР, Московскую, Пензенскую, Волгоградскую области, Сибирь, Башкирию, Коми АССР, во многие крупные города СССР.

В 1968г. впервые была открыта группа по профессии «Штукатур-маляр», в которой обучались девушки (30чел.-17%).

Жизнь страны постоянно развивалась. В 70-е годы прошлого столетия в нашем городе появилась фабрика по пошиву кожгалантерейных изделий. Произошли изменения и в перечне профессий нашего училища. Начиная с 1976г. девушек  обучали  профессии «пошивщица кожгалантерейных изделий».

В конце 80-х —  начале 90-х  годов перечень женских профессий расширился, стали обучать пекарей-кондитеров, портных-вышивальшиц, парикмахеров-маникюрш, секретарей, бухгалтеров. В связи с этим изменилось и количество обучающихся девушек.

Год зачисления Количество обучающихся Количество девушек от общего количества обучающихся ( в%) Количество юношей от общего количества обучающихся ( в%)
1944-1953 1363 6% 94%
1954-1963 1001 0% 100%
1964-1973 1712 3,6% 96,4%
1974-1983 1845 12,3% 97,7%
1984-1993 1744 23,3% 76,7%
1994-2003 2145 30,2% 69,8%
2004-2010 1259 36,9% 63,1%

 

С 90-х годов произошли изменения в экономике, развивалась сфера услуг. С 1992г. стали обучать радиомехаников, с 1998г.- автомехаников, поваров-кондитеров,

с 2000г. – электромонтёров  по ремонту линейных и кабельных сооружений, операторов ЭВМ, с 2006г.- продавцов, контролёров-кассиров (Приложение 3.4)

География выпускников просто поражает воображение: практически в каждом крупном городе России живут выпускники нашего училища. По данным сайта «Одноклассники»,  наши выпускники живут в Германии, Израиле, Сербии, Франции, Польше, США.

Особое чувство удовлетворения испытываешь от трудоустройства  выпускников в родном городе, они трудятся на предприятиях ОАО «КАФ», ООО «Строитель», ООО «Премьер», ООО «Сахарок — Шумерля», торговый дом» Елена», филиал «Стройтрест №3 СУ -8 г. Шумерля».  Более 40 предприятий города сотрудничают с училищем по трудоустройству наших выпускников и стремятся к тому, чтобы мы становились квалифицированными рабочими.

Несмотря на все изменения в профессиях и количестве обучающихся училище всегда работало и работает на будущее, всегда  готово адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира.

4. Выпускники училища, заслужившие своим трудом почёт и уважение

«Будущее невозможно предсказать — его нужно создавать.
Вы либо наблюдаете, как что-то происходит,
либо определяете то, что происходит…»
Нордстрем К., Ридестрале Й.

Выпускники ОУ – это особенные люди. Это итог работы всех педагогов, это родное детище, бесценный продукт сотворчества всего педагогического коллектива. Многие педагоги поддерживают связь со своими выпускниками,  в краеведческом уголке ОУ « Память» собран материал о воинах- интернационалистах. Из беседы с директором училища  Соломиным  Е.А., заместителем директора  Сидоровой О.И, которые  проработали  в училище  более 30 лет, мастерами производственного обучения я узнала о достижениях выпускников, их адреса. Общаясь  с руководителем  краеведческого музея  Свищевой Т.А., я узнала  много интересного про ее отца, который был выпускником училища и прожил интересную жизнь.

Выпускник 1951 года – Свищёв Александр Никифорович (Приложения 4.1., 4.1.2, 4.1.3). Его детство совпало с суровыми годами военного времени. После окончания училища и Казанского  индустриально-педагогического техникума работал на разных должностях: мастер производственного обучения, помощник директора по учебно-производственной работе СГПТУ №  10, директор ДЮСШ (1986г.).

Воспитывал  юных спортсменов, и ,конечно, сам многого добивался, он неоднократный чемпион рескома профсоюза, кандидат в мастера спорта по полиатлону. Его дисциплинированность, настойчивость, требовательность восхищали многих и преподавателей, и его воспитанников. И даже я, знакомясь с фактами его биографии и отзывами о нем, испытываю трепет и восхищение от гражданского подвига, совершенного Александром Никифоровичем. Педагогическая династия Свищевых не прервалась.  Много сил и времени его дочь, Татьяна Александровна,  уделяет поисковой краеведческой деятельности.

 

 

 

Учитывая то, что в училище работают преподаватели с большим педагогическим стажем, я решила обратиться за помощью в поиске материалов о выпускниках к заместителю директора по ООД Сидоровой Ольге Ивановне. Благодаря ей  я познакомилась с историей выпускника 1985 года, Новичкова Сергея  Николаевича.  Говоря о нем, можно сказать, что он осуществил  головокружительную карьеру, о которой  мечтает  каждый молодой специалист, покидая стены  учебного заведения. Каждый  верит, что сделает успешную карьеру в той области, по которой имеет диплом. Так-то оно так, но, как показывает практика, в действительности все оборачивается совсем не так, как мы предполагаем. Очень многим приходится связываться с совершенно другой отраслью, добиваясь успеха именно в ней. Именно такова судьба Сергея Николаевича.  Он обучался по  профессии «Слесарь механосборочных работ». После окончания училища был направлен на работу в Шумерлинский комбинат автофургонов. Отслужив в Советской армии, поступил Нижегородский        институт управления. Долгое время проработал в администрации города Шумерля заместителем главы администрации по социальным вопросам. Возглавлял Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. С 2007 года работает начальником отдела кадров ОАО «КАФ». Сергей Николаевич  был одержим учебой, теперь работой, старательный и  надежный.

Нельзя не рассказать и об успешной карьере, выпускника 1987 года,  Сахарова Олега Германовича. В начале 90-х годов он только  начал предпринимательскую деятельность, а  сегодня имеет сеть магазинов «Сахарок» в г. Шумерля.

«Человек сам определяет, что ему развивать в себе и к исполнению какой социальной роли он будет стремиться», — не знаю, кому принадлежат эти слова, но их можно отнести  к судьбе Сариной Натальи Владимировны, выпускницы 1999 года,  окончила училище по профессии «Бухгалтер-экономист». Сегодня она  капитан милиции.  По воспоминаниям мастера производственного обучения Никифоровой Марины Тимофеевны, Наталья училась хорошо, упорно добивалась поставленной цели. Сегодня она работает в должности эксперта межрайонного отдела (по г. Чебоксары) экспертно-криминалистического центра МВД по Чувашской Республике. (Приложение № 4.2)

В качестве еще одного примера, занявшего  достойного место в жизни, приведу  истории выпускников Видманова Михаила Владимировича и Старовой Елены Владимировны. Обучались в одной группе по специальности «Бухгалтер-экономист». Видманов М.В. по окончании в 1998г училища  поступил в ЧГПУ на факультет «Юриспруденция». Сегодня  владеет  магазином «Владимир». Старова Елена Владимировна, окончив  училище с отличием, поступила в  Нижегородский архитектурный  институт на факультет бухгалтерского учета. В 2005 году открыла свой магазин «Анаида».  (Приложения 4.3 и 4.4).

Интересны и поучительны и судъбы тех учащихся, которые учились в Профессиональном училище № 10 и после реорганизации двух профессиональных училищ города Шумерля (№6 и № 10) стали частью истории нашего учебного заведения.

Это выпускница 1966 года Маркушина Вера Ивановна (Приложение 4.5), выпускница   1969   года Капитонова Зоя Александровна (Приложение 4.6), выпускник   2001 года   Федяров  Пётр (Приложение 4.7), выпускник 1998 года Шкарин Сергей Геннадьевич и выпускник 2004 года Крылов Алексей Владимирович (Приложение 4.8).

В рамках одного раздела исследовательской  работы нельзя охватить все биографии и жизненные пути выпускников училища,  их много, и я остановилась лишь на некоторых из них. Даже эта малая часть информации о выпускниках училища говорит, что его выпускники получают достаточно знаний, опыта для дальнейшего своего становления. Выпускники прошлых лет и сегодняшние,  занимают активную жизненную позицию, успешно вливаются в современные рыночные отношения, своими руками изменяют облик нашего края, не без основания надеясь на дальнейшее развитие и процветание, как родного города, Чувашии, так и страны в целом. Они заслуживают почет и уважение,  демонстрируют положительный пример нравственного поведения нам молодым.

 

5. Из настоящего — в будущее.

Работая над данной проблемой я узнала, что за время существования ПУ № 6 и ПУ № 10 (ныне это единое училище № 6)  было подготовлено более 25 тысяч квалифицированных рабочих по разным специальностям: медник-дюральщик, каменщик, слесарь, плотник, мастер отделочных строительных работ работ, сварщик металлоконструкций, электромонтёр, автомеханик, повар-кондитер, портной, продавец, связист, лаборант-эколог и др. По некоторым специальностям в училище обучают и до сих пор (мастер отделочных строительных работ, мастер общестроительных работ, повар кондитер, продавец, контролер – кассир, автомеханик).

Сегодня профессиональное училище № 6 привлекает ребят не только будущей профессией, но возможностью получить дополнительное образование, научиться интересно и содержательно проводить свое свободное время. В училище сформирована сеть объединений (кружков) для занятий спортом, художественной самодеятельностью, техническим творчеством. Учащиеся принимают участие в  спортивных, научных, социальных, военно-патриотических, профессиональных конкурсах внутри училища, в  городе, республике и по России, успешно защищают честь училища. Это мероприятия, которые проводятся с давних пор по традиции, передаваемой из поколения в поколение.

На осознание обучающимися  своего места в образовательном учреждении работает всё: линейки, уроки, внеклассные мероприятия — День Знаний, День Учителя, Новый год,  8 Марта, День Победы, выпускной вечер.

Имеется общежитие на 360 мест. В нем созданы благоприятные условия для проживания. Ежегодно общежитие принимало участие в республиканском конкурсе «Учреждение образования высокой культуры» и становилось призером и победителем. В здании общежития действует библиотека. Ежемесячно в библиотеке проходят занимательные культурно-просветительные мероприятия, тематические выставки…

На современном этапе подготовкой рабочих кадров занимается дружный сплоченный, высокопрофессиональный коллектив, возглавляет который Соломин Евгений Алексеевич — руководитель высшей категории, Заслуженный работник образования ЧР, награжденный нагрудным знаком «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации», проработавший в системе начального профессионального образования 30 лет (назначен директором профессионального училища № 10- 15 июня 1981 года).

В училище    трудятся 45 высококвалифицированных инженерно-педагогических работников.

Особая гордость училища – его ветераны, педагоги, отдавшие десятилетия жизни воспитанию подрастающего поколения. Долгое время сохраняют верность училищу такие мастера производственного обучения как Капитонова Зоя Александровна, Маркушина Вера Ивановна, Игушкина Людмила Арсентьевна, Кузьмин Вячеслав Иванович, Комаров Александр Алексеевич, Вершинин Николай Фёдорович и многие другие.

В училище работают 8 преподавателей общеобразовательных дисциплин, 5 преподавателей специальных дисциплин. Многие среди них награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ; имеют нагрудный знак «Почётный работник начального профессионального образования Российской Федерации».

Сегодня  ПУ № 6 — одно из ведущих учреждений профессионального образования республики и страны. В 2009 году внесено в Единый реестр «Ведущее образовательное учреждение 2009». В нем обучается около 400 учащихся по различным профессиям. В училище осуществляется подготовка выпускников основной школы с трехлетним сроком обучения, и на базе 11 классов учащиеся проходят одногодичную подготовку.

ПУ № 6 имеет государственную аккредитацию и аттестацию, лицензию на право подготовки по профессиям и гарантирует высокое качество получения базового начального профессионального образования в соответствии со всеми требованиями Государственного стандарта. Училище оснащено производственными мастерскими, кабинетами по общеобразовательной и специальной подготовке, современной лабораторной базой, спортивным и тренажерным залами, актовым залом, библиотекой, столовой, которые постоянно модернизируются. Кроме того, имеются: компьютерный класс с выходом в Интернет, краеведческий уголок «Память».

Анализируя сегодняшний день, готовимся к будущему. Полным ходом идет процесс модернизации начального профессионального образования. В училище продолжают  готовить специалистов для ключевых отраслей экономики.

Согласно Республиканской Программе развития профессионального образования предстоит  перевод нашего учебного заведения в статус учреждения среднего профессионального образования (СПО). В первую очередь, это связано с концепцией модернизации российского образования. Это позволит улучшить  кабинеты и лаборатории для подготовки рабочих и специалистов, сделать их достойной, соответствующей требованиям XXI века, значит из стен нашего учебного заведения выйдут профессионалы, востребованные современной экономикой. В планах училища – постоянное движение и развитие. Наш девиз: «Будущее за профессионалами!» . Именно мы, сегодняшние ученики училища, будем претворять этот лозунг в жизнь в будущем, дополняя страницы истории нашего училища.

 

 

Заключение

 

Работая над исследовательской работой «Моё училище: вчера, сегодня, завтра»  были изучены   архивные материалы (училищные книги приказов, поимённые книги), фотографии альбомов 60,70,80 — ых годов. Все эти источники анализировались методом классификации, сравнения по таким показателям как «Хроника событий: листая страницы истории…; «Фотографии как источник сведений о жизни училища с момента его создания до наших дней», «Книга рекордов училища», «Выпускники училища, заслужившие своим трудом почёт и уважение», «Из настоящего – в будущее».

Книги приказов, архивные документы способствовали восстановлению хроники событий создания и становления училища, проследить его исторический путь.

Знакомство с архивной справкой Государственного архива Нижегородской области помогло установить дату начала строительства нашего училища; приказ начальника Татарского Республиканского Управления Трудовых резервов даёт сведения о том, что было ликвидировано Чувашское Республиканское Управление Министерства трудовых резервов и Шумерлинское специальное ремесленное училище № 1 передано в Татарское Управление Министерства трудовых резервов с присвоением ему специального ремесленного училища № 6. Из статьи газеты «Вперед»  П.Дубровина «Так мы начинали» установила адрес первого учебного корпуса училища.

Говоря о фотографиях, нужно отметить, что они относятся к самостоятельному источнику исторических, в том числе и краеведческих, знаний.   Преимущество фотографий перед другими письменными источниками знаний заключается в следующем:

— они объективны и беспристрастны, то есть правдиво отражают действительность без учета чьего-то субъективного мнения;
на фотографиях отражаются мелочи, которые можно не заметить или забыть в воспоминаниях.

Сведения по фотографиям  мною были систематизированы по разделам: «Сегодня прочные знания – завтра рабочая гарантия качества», «Начало», «Рабочие будни», «Орудия производства», «Праздники», «Условия быта в общежитии», «Питание обучающихся».

Поимённые книги помогли восстановить картину состава обучающихся: год зачисления и количество обучающихся, пол, специальность, полученный разряд, распределение и трудоустройство.

Воспоминания некоторых преподавателей, мастеров п/о помогли мне собрать информацию о выпускниках училища.

Работая над воссозданием истории училища я определила настоящее и узнала из интервью с директором о перспективах развития училища.

Из-за отсутствия архивных документов с 1931-1939 гг. не удалось восстановить полную картину начала деятельности и развития училища в первое десятилетие его существования. Не все фотографии подписаны, поэтому нельзя определить лиц, изображённых на них и время.

В целом мне удалось собрать и систематизировать информацию  по поставленной цели.

Обращение к прошлому опыту, сохранение исторической памяти поколений,  в сочетании с чувством гордости за свое училище, за людей,   которые  своим трудом заслужили почет и уважение,   поможет обучающимся  в формировании нравственного стержня в сознании и поступках,  стремления к самосовершенствованию себя, моделированию своей будущей жизни  в социуме.

 

 

 

 

Источники и литература

1.                          Архивная справка Государственного архива Нижегородской области от 06.04.2001 г. № 242/01-14.

2.                          Книги приказов училища с 1940 по 2010 год..

3.                          Поимённые книги учащихся с 1940 по 2010 год..

4.                          Дубровин П.И. Так мы начинали, статья, газета «Вперёд», 22.01.2005.

5.                          Историческая энциклопедия, Издательство:Директмедиа, 2008.

6.                          Костылёва Г. Он даст фору молодым, статья, газета «Вперёд», 2000.

7.                          Ортиков М. Встречая праздник, статья, газета «Вперёд», 1995.

8.                          Симонов В.К. В годы испытаний: Шумерлинцы в Великой Отечественной войне. Чебоксары, 1988.

 

 

 

 

 

Коллектив преподавателей и мастеров п/о, директор –Сидоров В.Н.(на первом ряду третий справа)

 

 

 

 

 

На фото: Николаев Ю.М., Сидякин(на первом ряду в центре) временно исполняющий обязанности директора, Кузьмин , Сивелин, Бабаева Нина Егоровна, Андреев М.А,, Кузьмин Геннадий Иванович, Римма Ивановна, Поляков Н.Ф, преподаватель НВП, на втором ряду сверху –четвертая справа- Милина Н.М.

 

 

 

 

 

 

На фото: коммунистический субботник

 

Хор юношей —  руководитель Гущин С.М.

Празднование Нового года

Эстрадный оркестр  училища- руководитель Филин Н.

 

 

На фото: группа столяров, воспитатель Ермишина А.П.,

мастер п/о Николаев Юрий Максимович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши координаты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять